Error processing SSI file

ЧЕЛОВЕК, ПРОДОЛЖАЮЩИЙ ДОРОГУ В АТОМНОЕ БУДУЩЕЕ

- Нашего Владимира Александровича Баженова здесь все знают, - говорил мне Юрий Леонидович Герасимов, показывая на многочисленных гостей, съехавшихся из разных уголков страны на торжественное заседание УЭХК по случаю 50-летия с. начала освоения центробежной технологии. 

-Сам министр Александр Румянцев руку жал, благодарил за тот вклад, что внес этот человек в атомную науку.

- О ком вы собираетесь писать? О нашем главном конструкторе заслуженном изобретателе Баженове? - с готовностью откликались позднее его коллеги. 

- О, с именем Владимира Александровича связана целая эпоха на комбинате. Это человек-легенда. По его трудовой биографии можно проследить развитие центрифужной технологии на УЭХК.

Удивительно, все, кто знает Владимира Баженова, готовы рассказывать о нем часами. Что же в нем такого магнетически притягательного? Мне показалось, простота и внутреннее душевное тепло. И еще его смех - озорной и по-детски заразительный. Он смеется, а в уголках его глаз собираются «гусиные папки». Из-под белых бровей молодо поблескивают темные глаза. И хотя мы с Владимиром Александровичем Баженовым - люди разных поколений, по ходу беседы о значительной разнице в возрасте просто забываешь.

НАРОДНЫЙ ДЕМОКРАТ С ФИЗТЕХА

...С удивлением вглядываюсь в портрет Баженова, что висит на одном из стендов в музее УЭХК: шапка темных кудрей, большие очки в роговой оправе, внимательный взгляд. Этому снимку - лет тридцать. Время каждому отмеряет свой срок молодости и зрелости. Но иные люди с годами меняются лишь внешне...

- Шапка кудрявых волос, «трофейный» красный пиджак и жутко серьезный вид. Что это за народный демократ на физтехе УПИ объявился? - недоумевал Сергей Борисович Варламов по поводу необычного вида одного из сокурсников.

-         Кто здесь Баженов? - окинув взглядом притихших студентов, строго спросил однажды преподаватель теоретической механики. И, показывая на поднявшегося из-за стола долговязого паренька, добавил:

-         Вот, смотрите и учитесь: на олимпиаде один-единственный все задачи решил верно, освобождаю его от экзамена и ставлю пять.

Народным демократом и отличником оказался тот самый Владимир Баженов, ставший Сергею Варламову другом и соратником на все последующие годы. А тогда, быстро сдружившись, они вместе к экзаменам готовились, разбавляя учебу шашечными боями, вместе, как говорится, щи хлебали. (Жили коммуной - пять человек в одной комнате, по очереди на дежурства по кухне заступали.) Сергею Варламову запомнилось фирменное блюдо от Баженова -этакий макси-голубец размером во всю кастрюлю - листья капусты, переложенные мясным фаршем. По тем временам - шикарное яство. Но, по признанию самого Владимира Александровича, важнее учебы для него ничего не было.

- Ему еще со студенчества нравилось решать сложные задачки, - замечает Варламов. - Эту страсть он перенес и на производство.

В 1955 году будущий инженер-физик на комбинате проходил преддипломную практику, здесь же защищался. Через год пришел работать в Центральную заводскую лабораторию (ЦЗЛ еще называют мозговым центром УЭХК} старшим лаборантом.

С тех самых пор его трудовая биография неразрывно связана с комбинатом.

УНИКАЛЬНЫЙ БАЖЕНОВСКИЙ СПЛАВ

«Владимир Баженов - это человек многогранного таланта», - услышала я от руководителя группы опытного цеха Юрия Павловича Забелина.

«Да, - соглашались коллеги Баженова, -это человек, соединивший в себе ипостаси теоретика, практика и организатора производства и представляющий некий сплав универсального специалиста».

...Работая старшим лаборантом, а затем младшим научным сотрудником расчетно-теоретического сектора ЦЗЛ под руководством Бориса Всеволодовича Жигаловского, он быстро проявился, показав умение решать сложные научные задачи. И вполне закономерно, что именно Баженову в конце 50-х поручили решение весьма серьезной проблемы. С нее, собственно, и начинается многолетняя дружба Баженова с газовыми центрифугами.

-         На стол Жигаловского, - рассказывает главный конструктор, - легла докладная записка следующего содержания: «Предлагаю сконструировать надкритическую газовую центрифугу». Подпись: «Руководитель группы ЦЗЛ Михаил Аршанский». Предложение равносильное приказу. Реализацию проекта поручили мне. Как, из чего - было никому неизвестно.

Пришлось засесть за техническую литературу. Что такое критическая скорость? Это когда скорость вращения совпадает с собственной частотой ротора. Как следствие этого процесса возникает резонанс, который может привести к разрушению машины. Так вот, нашим специалистам предстояло преодолеть критические скорости.

По совету начальника лаборатории Михаила Ханина Баженов занялся изучением самого принципа перехода через такие скорости.

В результате была изготовлена демонстрационная установка с надкритическим ротором, как о ней отзывается сам конструктор, хорошая лабораторная модель.

...В ту пору решать сложные задачи, по словам Владимира Александровича, помогало умение с улыбкой смотреть трудностям в лицо и с той же улыбкой их преодолевать, а другого ничего и не оставалось. Только один пример.

-         Михаил Ханин улетел в Москву докладывать министру Славскому о результатах этой работы, - рассказывает исследователь. - Сделать-то мы машину сделали, а вот научили ли мы ее работать? Вечером звонит Ханин: «Ну как?» - «Еще не дотянули». - «А есть ли надежда?» - «Да вот с паразитными потоками никак не справимся...»

Даже сегодня, не говоря уже о том времени, при наличии универсальной вычислительной техники сложно сделать расчеты применительно, к центрифугам. Впереди идет Его Величество эксперимент... (Окончание на 15 стр.)

Только через полгода был получен ожидаемый результат- инициативной группой инженеров во главе с Ханиным и Баженовым конструкция надкритической газовой центрифуги всё-таки была создана. С того времени в отрасли начались работы по это му перспективному направлению: в разных научных центрах страны созданы опытно конструкторские бюро, лаборатории, опытные производства. Кстати, это направление остается актуальным и по сей день.

А Баженов и команда идут дальше.

При высоких скоростях металл, из которого изготавливались центрифуги, не выдерживал нагрузок. Баженов хорошо понимает: чтобы двигаться вперед по центрифужной тематике для машин нужны принципиально новые композиционные материалы – более легкие и прочные. В 1966 году по решению отраслевой конференции и приказу Совета министров СССР в ЦЗЛ комбината создаётся сектор по разработке таких материалов. Руководит им Владимир Баженов уже будучи заместителем начальника ЦЗЛ.

И вновь маэстро занимается не только научными исследованиями, но и решением организационных вопросов: создает лаборатории, завозит необходимое оборудование, подбирает специалистов.

- Трудно найти второго такого универсала, - отзывается о Баженове его заместитель Юрий Леонидович Герасимов. – Если дело касалось .запуска строительства, равных Владимиру-Баженову среди строителей не было. Он умел найти убедительное слово и для ученого, и для рабочего, умел быть понятным для любого.

Благодаря работам по новым материалам смогла появиться машина шестого поколения, которая была запущена в производство в 1984 году! Углепластик и органо-пластик - вот плоды дальнейших многолетних поисков. На этих материалах, позволивших продлить срок службы машин и повысить их надежность, сегодня делаются машины седьмого и восьмого поколений. Впрочем, я забегаю вперед... Чтобы этот факт свершился, главному разработчику Баженову пришлось проводить в командировках на предприятиях-изготовителях по четыре-пять месяцев в году...

- Рабочая биография многих специалистов комбината изменилась, - говорит начальник КБ цеха 20,'Алексей Сергеевич Безматерных, - когда на УЭХК появилось собственное конструкторское бюро, а у нашего Владимира Баженова - статус главного конструктора отрасли.

Если раньше наши специалисты вели поиски в соавторстве с ленинградским конструкторским бюро, выполняя конкретные технические задания и разрабатывая отдельные узлы 'машин, то с созданием в 1987 году на комбинате собственного КБ самостоятельно взялись за разработку машины седьмого поколения.

Но мало было создать конструкцию -впервые предстояло запустить машину, свое детище, в серийное производство. Вот где была собака зарыта, да еще какая!..

Дело в том, что все предыдущие поколения машин выпускались по постановлениям партий и правительства. А с развалом Союза Советских... ВСЮ работу главному конструктору УЭХК (чщяья:, отрасли), начальнику опытного цеха 20 Владимиру Баженову пришлось взвалить на себя. Даже трудно представить, какой громадный груз ответственности лежал на его плечах. На карту были поставлены репутаций и судьба всего комбината!

Однако заинтересованность руководства УЭХК, в частности, Андрея Иосифовича Савчука, Бориса Всеволодовича Жигаловского, Виталия Федоровича Корнилова, позднее Анатолия Петровича Кнутарева и Геннадия Сергеевича Соловьева в продвижении этой тематики создавала объективные условия для успешного решения задачи.

-         Правда пи, что а начале 90-х вам пришлось работать а качестве снабженца? - спросила я.

-         Если, бы! - с неизменной улыбкой ответил Владимир Александрович. – Сначала нужно было организовать производство самих материалов, так необходимых для выпуска наших машин.

В прежние годы достаточно было визита Баженова в Госплан, чтобы все закрутилось. Теперь же (а шел 1992-й год) он сам в одном лице стал и Госпланом, и приказавшими долго жить ЦК КПСС и правительством СССР.

...Три совещания, проведенные на УЭХК, определили дальнейшую судьбу газовых центрифуг: был намечен круг предприятий, и в 1993 году началась подготовка к серийному производству машин седьмого поколения, а параллельно - разработка и внедрение ГЦ восьмого.

И хотя с последним поколением нет уже прежних проблем, однако...

- ...Появляются другие, - с сожалением замечает главный конструктор. - В администрацию предприятий приходят руководители с замашками новых русских, у которых, мягко говоря, перепутаны причинно-следственные связи и понимание того, ради чего нужно работать. Это мешает двигаться вперед; мы имеем большие потенциальные возможности, а подготовка к новому производству, тем не менее, идет труднее. И тут приходится вновь с улыбкой встречать все возникшие «но»: вода, как известно, камень точит.

Да, Владимир Александрович не изменяет своим принципам. Теперь-то я прекрасно понимаю значение фразы: «По трудовому пути Баженова можно проследить биографию центрифужной технологии на УЭХК». Вообще, когда сегодня говорят про «опытно-конструкторский потенциал комбината», имеют в виду, конечно, Баженова и его команду. За годы работы на УЭХК (а это почти полвека) в команде Владимира Александровича «играли» многие достойные специалисты. Это Виктор Зуев и Михаил Маркман, Юрий Герасимов и Анатолий Токарев, Геннадий Захаров и Алексей Дягилев, Геннадий Меньшенин и Евгений Шустов, Борис Поспелов и Олег Гусев. А с такими руководителями, как Константин Сапсай, Борис Митюхляей, Сергей Новиков, Борис Маранц и Сергей Варламов, по признанию Баженова, «прожиты интересные годы познания кристаллов и молекул» во время работ над созданием новых материалов. На пути рождения машины седьмого поколения не один пуд соли пришлось съесть вместе с Игорем Шмаковым и Ниной Рыскуновой, Давидом Левиным и Юрием Кухмаковым, Алексеем Безматерных и Игорем Чаплинским, Валентином Ивакиным и Юрием Забелиным. Как известно, один в поле не воин.

На протяжении всех лет Владимир Баженов оставался скромным тружеником, никогда не выпячивавшим и даже немного стеснявшимся своих заслуг. Когда кандидатуру главного конструктора выдвинули на государственную премию, он хотел от нее отказаться, сказав: «Пусть получает молодежь...» Тем не менее в его арсенале - Премия Совета Министров СССР и Государственная премия РФ.

А когда город присвоил ему звание «Почетный гражданин Новоуральска», очень удивился: «За что? Мне такой рюкзак почестей не унести».

А ЗА ХОЛСТОМ -ЦЕЛАЯ СТРАНА...

Конструктор до мозга костей, он уверен, что именно наши специалисты создадут машины и десятого, и следующих поколений. Считает, что атомной .отрасли обеспечено состоятельное и прибыльное будущее, по крайней мере, на ближайшие 50 лет: «Накоплен достаточный потенциал развития атомной энергетики, есть рынок сбыта продукции. Только знай ухаживай за машинами, чтобы они хорошо «трудились».

Для Владимира Александровича газовые центрифуги - по-прежнему предмет одушевленный, для него они - живые. Своим машинам восьмого поколения, которые сегодня готовятся к серийному производству, сам разработчик прочит ресурс 30 лет. «Но это еще надо подтвердить рядом испытаний, доказать, что все слабые места устранены», - делает оговорку автор.

- Владимир Александрович, а есть ли у вас ощущение: сделано все, что хотелось?

- На все не хватило бы ни времени, ни наших голов. Мы всегда выбирали то, что более всего необходимо производству. Либо уж очень интересное - а вдруг там, за этим холстом с теплым очагом, окажется целая страна...

Сегодня, по признанию Владимира Баженова, когда маховик запущен, можно и на окружающий мир оглянуться-засмотреться. И вспомнить, что в жизни есть не только машины. Кстати, держать паритет между плохим и хорошим настроением ему всегда помогает... строка из песни в исполнении Утесова «Как много девушек хороших». «Отойдешь в сторонку, пропоешь, подражая манере великого исполнителя, и душа успокаивается, встает на место».

А еще Баженов любит «успокаивать душу» охотой.

- Видите, однорукий я стал: три ноги, одна рука. Какие мои возможности? А в свое время,..

Страстный охотник, он ни одного выходного не пропускал. Охотничий стаж идет с шестого класса. Самый большой трофей -чуть покрупнее воробья... Впрочем, Владимир Александрович явно скромничает. Его собратья по увлечению рассказывают, что обошел наш герой с охотничьим ружьем всю Свердловскую, Курганскую, Челябинскую области и даже до севера Тюменской добрался... •

- Ему от деда досталась фузея, - рассказывает Юрий Герасимов. - Знаете, с такими ружьями еще армия Наполеона Бонапарта воевала. И охота с фузеей большого мастерства требует. Так вот, Владимир Баженов умудрялся одним зарядом с десяток уток положить. А однажды мы стали свидетелями его королевского выстрела. ...Летит стайка чирков (а чирок для Владимира Александровича - деликатес). Он делает выстрел. «Промазал, что ли?» - вздыхает. И тут один из чирков отделяется от стаи, возвращается и падает к ногам Баженова замертво. С тех пор за ним закрепилось прозвище - Чирковая смерть.

На природе он словно перерождался. Это уже был не производственник, не ученый, а влюбленный в зеленый мир отшельник. Подстрелить дичь - не самоцель. Он не был заготовителем, скорее - охотником-любителем. Лесу он отдавался весь без остатка. Это была для него та отдушина, которая помогала восстанавливать силы после напряженных трудовых будней.

 Если ресурс созданной им машины 30 лет, то каков же потенциальный ресурс самого Баженова?

Почти полвека - на производстве, в гуще самых важных проблем и забот. Начатое главным конструктором дело с позиции нынешнего времени дает комбинату фронт работ на SO лет вперед. А сам маэстро, между прочим, засобирался... в отставку, резонно замечая: «я ее заслужил». Говорит, что планирует научиться отдыхать. Свободное время - наверное, это то, чего так не хватало Владимиру Баженову все эти годы.

Да только замену мастеру подобрать ой как сложно...

Жанна АПАКШИНА

Error processing SSI file