Error processing SSI file

Новые информационные технологии обучения

Научно-методическое направление «Новые информационные технологии обучения» возникло на кафедре молекулярной физики по идее и проекту руководителя работ Николаева Германа Петровича и успешно развивается с 1985 года.

Тематика работ, проводимых по госбюджету и на договорной основе, направлена на совершенствование и интенсификацию учебного процесса, на внедрение новых современных педагогических методик, поэтапного и итогового контроля знаний с широким вовлечением компьютерной техники, на развитие и применение более современных форм аудиторной и самостоятельной работы, на разработку и широкое использование методического обеспечения в обучении.

Основная работа осуществляется творческим коллективом: Николаев Г.П.; доцент Лойко Арнольд Эрлихович; научный сотрудник Гоглачев Алексей Владимирович. У истоков развития направления стояли также студенты Будеев А.В. и Скворцов П.Н., инженеры Иванова Т.В., Молчанова О.В. и др. Последние годы в разработке методической базы компьютерных программ активное участие принимали методисты Учебно-методического центра развития образования г.Новоуральска, инженер Новиков М.В. и др.

Тематика научно-методических исследований была посвящена разработке новых программно-методических комплексов, и на их основе контролирующе-обучающих и контролирующих автоматизированных учебных курсов (АУК), подготовке информационной базы к АУК, разработке методического и программного обеспечения лекционных курсов.

С 1986 года проводилась научно-методическая госбюджетная тема № 3625 «Содержание обучения и методика преподавания курса «Термодинамика» в условиях интенсивной подготовки инженеров-физиков», выполняемая по координационным планам важнейших НИР высших и средних специальных учебных заведений Госкомобразования СССР и Минвуза РСФСР по проблемам высшего и среднего специального образования на 1986-1990 г.г.

В 1991 году творческий коллектив выполнял договорную работу № 9004 «Разработка программного обеспечения по курсу «Теплофизика».

С 1991 г. работа продолжалась по научно-методической госбюджетной теме № 3667 «Разработка методического и программного обеспечения к автоматизированным учебным курсам теплофизического профиля для интенсивных методов обучения».

С 1996 г. работа проводится по госбюджетной теме № 3625 «Разработка методического и программного обеспечения к автоматизированным учебным курсам физико-математического профиля». Тема «Научно-практические основы разработки и применения автоматизированных учебных курсов (АУК) в педагогической практике» выполнялась по координационному плану НИР по проблемам профессионально-педагогического образования на 1996-2000 г.г. (Проблема 2: Информационные технологии в профессионально-педагогическом образовании).

С января 2001 г. работа продолжается по госбюджетной теме № 3615 «Разработка методического и программного обеспечения к автоматизированным учебным курсам естественнонаучного профиля».

Результаты исследований по госбюджетным темам позволили подготовить программно-методические комплексы – автоматизированные учебные курсы (АУК) по дисциплинам ТЕРМОДИНАМИКА (АУК ТД) и ТЕПЛОФИЗИКА (АУК ТФ). АУК включают информационную и методическую базу и компьютерные программы (системы) в двух вариантах: контролирующе-обучающие и контролирующие системы. По каждой дисциплине создано четыре – пять программ, которые снабжены учебными пособиями и могут быть использованы при тестировании без применения компьютеров.

Успешно проводимый педагогический эксперимент по внедрению для обучения и контроля знаний автоматизированных учебных курсов АУК ТД и АУК ТФ в университете позволил творческому коллективу научного направления разработать и создать АУК по дисциплинам ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА и ХИМИЯ для общеобразовательных и средних специальных учебных учреждений, профессионально-технических училищ и подготовительных отделений вузов.

По заданию Управлений образования ряда городов области ежегодно выполняются договорные работы, результаты которых внедрены в учебный процесс.

В рамках научного направления «Новые информационные технологии обучения» опубликовано с 1986 г. более 90 работ. Подготовлено и внедрено семь программно-методических комплексов, содержащих 81 компьютерную программу и 27 пособий.

Основные публикации и их характеристика:

1. Николаев Г.П., Будеев А.В., Скворцов П.Н., Лойко А.Э. Система автоматизированного контроля знаний по дисциплинам ТЕРМОДИНАМИКА (АКЗ ТД): Программное средство. – 161 с. //Каталог отраслевого фонда алгоритмов и программ. М.: издательство НИИВШ, 1987, 1988. – с. 28-29.

Первое программное средство УПИ, зарегистрированное в НИИВШ.

2. Николаев Г.П., Лойко А.Э., Писарева О.В. ТЕРМОДИНАМИКА: Методические разработки к контролирующе-обучающим системам КОС ТД-1, КОС ТД-2 автоматизированного учебного курса «Термодинамика». Екатеринбург: УГТУ, 1999, 38 с. (23 п.л.).

3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС ТЕПЛОФИЗИКА: Учебное пособие к автоматизированному учебному курсу (АУК ТЕПЛОФИЗИКА) / Г.П.Николаев, А.Э.Лойко, А.В.Будеев, Т.В.Иванова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 79с.

4. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС ТЕПЛОФИЗИКА. Программное обеспечение: пакет из пяти контролирующе-обучающих программ (систем) КОС к АУК ТЕПЛОФИЗИКА (КОС ТФ-1 – КОС ТФ-5) / Г.П.Николаев, А.Э.Лойко, А.В.Будеев, А.В.Гоглачев. 1985 – 2003. 455 Кб.

5. Николаев Г.П., Павлов П.А. ТЕПЛОФИЗИКА: Учебное пособие (конспект лекций). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 163с.

Наличие изданного и выдаваемого каждому слушателю конспекта лекций позволило отказаться от традиционной методики чтения лекций и активно использовать нестандартную методику обучения (обзорные лекции, еженедельные семинары), что усилило и активизировало обратную связь педагог – студент, повысило качество и интенсифицировало процесс обучения.

6. Николаев Г.П. Учебно-методический комплекс по дисциплине ТЕПЛОФИЗИКА (УМК ТФ). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 384 с (33.9 печ.л.), объем компьютерных программ 455 Кб.

Автор является победителем профессионального конкурса ГОУ ВПО УГТУ-УПИ 2001 г. и призером II общероссийского конкурса учебных изданий «Университетская книга – 2002», диплом II степени.

7. Николаев Г.П., Лойко А.Э., Гоглачев А.В. и др. Программно-методический комплекс ФИЗИКА.

Предназначен для педагогов и учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений, содержит 16 контролирующе-обучающих систем (объем ~8 Мб) и 6 учебных пособий (общим объемом ~500 страниц).

8. Николаев Г.П., Лойко А.Э., Гоглачев А.В. и др. Программно-методический комплекс МАТЕМАТИКА.

Предназначен для педагогов и учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений, содержит 32 контролирующе-обучающие системы (объем ~16 Мб)и 8 учебных пособий (общим объемом около ~1100 страниц).

9. Николаев Г.П., Лойко А.Э., Гоглачев А.В. и др. Программно-методический комплекс ХИМИЯ.

Предназначен для педагогов и учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений, содержит 14 контролирующе-обучающих систем (объем ~7 Мб) и 6 учебных пособий (общим объемом около ~500 страниц).

Все работы, выполненные в рамках направления, используют новые технологии обучения, внедрены в учебный процесс (в лекционные курсы, лабораторные и практические занятия, для контроля знаний, обучения и тестирования), позволили разработать критерии рейтинговой оценки знаний и успешно ее применять на практике в течение многих лет.

Error processing SSI file